На главную О проекте Обратная связь Помочь проекту Добавить в "Избранное"

  
Наши слова →  Философский словарь →  А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗАБОТА

— специфически человеческий вид активности, заключающийся в обеспечении выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создании и поддержании условий, благоприятствующих желательному развитию событий. 3. является атрибутивным признаком сознательной и целенаправленной деятельности человека, без к-рого последняя утратила бы своеобразный характер и перестала отличаться от инстинктивной деятельности животных. 3. о будущем, с одной стороны, выступает как причина целенаправленной деятельности, результаты к-рой человек получит лишь в последующем, а с др. стороны, 3. способствует тому, что человеку удается доводить до конца свои начинания, не бросать начатое недоделанным и тем самым обеспечивать свои жизнь и развитие. 3. в определенном смысле является источником и гарантом свободы, ибо, только заботясь о достижении поставленных целей, человек преодолевает "фаталистическую" предопределенность природных и социальных процессов, познает и начинает использовать объективные законы природы и об-ва (Свобода и необходимость). В стоицизме (напр., в моралистике Сенеки} развивалось то представление, что 3. "вырабатывает" добро в человеке, ведет последнего по пути нравственного самосовершенствования к такому состоянию, когда он получает возможность реализовать свои внутренние потенции, т. е. становится свободным. В совр. философии наиболее развитую и оригинальную концепцию 3. создал Хайдеггер, к-рыи понимал 3. как структуру целостного человеческого бытия, состоящую из трех моментов: "бытия-в-мире", "забе-гания вперед" и "бытия-при-внутри-мировом-сущем". Первый момент означает изначальную "заброшенность" человека в мир, неразрывность человеческого бытия и мира, единство субъективного и объективного. Второй — то, что человек "не есть то, что он есть" в настоящий момент, а есть "проект" самого себя; что будущее, будучи "причиной" человека, "втягивает" его в себя. Третий — то, что человек не отчужден и не противопоставлен всему внешнему миру как чему-то чуждому, а находится в своеобразном единстве с очеловеченной (субъективизированной) частью мира, относится к ней как к "сподручному". Каждый из моментов 3. у Хайдеггера является также и одним из модусов времени: первый — прошлого, второй — будущего, третий — настоящего. Этот подход ведет к отказу от представления о времени как объективной реальности и рассмотрению его в качестве особого феномена "временности".

В других словарях:


/Словарь Ефремовой/
Забота ж. 1) Беспокойство, опасение. 2) а) Хлопоты о ком-л., чем-л. б) Попечение, уход. 3) разг. Неотложное дело, задача.

/Cловарь Даля/
Забота ж. заботка, заботушка, заботанька; заботишка; заботища; усердные хлопоты, беспокойное попеченье, радушное беспокойство о ком или ...
Заботать ногами, сев. закачать или застучать. -ся, начать ботаться, качаться, метаться, биться.

/Словарь синонимов/
Забота 1 попечение
попечительство
опека

Забота 2 печаль

Латинская транскрипкия: [zabota]

→ ЗАКОН — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На основе знания 3. возможно достоверное ...
← ЗАБЛУЖДЕНИЕ — неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также ...





© nashislova.ru - Все словари 2009 Информация публикуется на сайте исключительно для ознакомительных целей и основана на свободно распостраняемых версиях словарей. Администрация не несет ответственности за любые неточности в текстах.
Rambler's Top100
Выполнено за: 0.179 c.